"Влияние энохианской магии на ритуальную практику оккультных организаций Европы"
По тематике нашей лекции мы не будем останавливаться на истории появления,  и развития
энохианской магии ка магической системы. Эта тема изложена достаточно полно как в зарубежной так и в русскоязычной литературе. Достаточно полно эта история изложена и в переведенной на русский язык работе Дэвида Халса «Ключ ко всему» (в 2-х томах из-во «Аст» М. 1998).
Коротко можно сказать следующее – данная магическая техника была получена в результате медиумического сеанса английским ученым и мистиком Джоном Ди  в период с  14 апреля 1584 по 2 июля 1594 года. В ритуале использовался кристалл, на сегодняшний момент находящийся в запасниках Британского Музея (So6574).
Основным языком данной магической техники является энохианский язык (названный Ди по имени Предводителя Стражей Эноха), имеющий четкую фонетическую структуру и не имеющий аналогов на сегодняшний  момент. Единственный известный нам документ написанный на этом языке – т.н. манускрипт Войнича, что достаточно хорошо проиллюстрировал в своих работах    William Romaine Newbold (The Cipher of Roger Bacon.  Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1928.)
По этому вопросу вы так же можете ознакомиться с материалами European Voynich Manuscript Transcription Project   http://web.bham.ac.uk/G.Landini/evmt/evmt.htm
  Не вдаваясь в подробности которые не относятся к тематике нашей лекции хотелось бы сказать что энохианская магия – это магическая техника оперирующая  четырьмя основными компонентами – Досками, имеющими 11-ступеньчатую структуру построения которая ритуально разворачивается в виде трехмерного пирамидального построения, объединенного пятым структурным элементом.  Извините за несколько непонятное определение, но упрощенно это именно так.
Подобная магическая техника, несколько упрощенная, имеет место в еще одной магической практике – Магии Абрамелина. Просим так же иметь ввиду, что даже графическое начертание основных элементов энохианских структур имеет чрезвычайно сильное энергетическое воздействие, что может нанести существенный вред неподготовленному исследователю.
После смерти Джона Ди, умершего в Мортлейке в 1608 году, большая часть его бумаг (основные работы Джона Ди     http://users.rcn.com/cholden/) и дневников попала в среду окружавшую одного из самых выдающихся оккультистов своего времени – Элиаса Эшмола.
Именно в этой среде и было заложено начало изучения ритуальной практики основанной на энохианской магии. Вопреки принятому мнению мы думаем, что сам Элиас Эшмол не принимал участие в этом изучении.  Из трех участников одним из них был Уильям Лилли. Имена двух других нам неизвестны. Результаты этих 17-летних исследований сохранились в фондах Британского музея (Sloane 3624-3628).Никаких особых достижений зафиксировано не было, но один из трех участников на год потерял зрение.
 
Следующим обществом достаточно серьезно изучавшим энохианскую магию было общество Philomates, точнее ее два высших оккультных градуса, которые  от имени Jane Lead  опубликовали достаточно полное описание этих исследований. Большинство из этих материалов (хотя и не все) можно посмотреть http://www.passtheword.org/Jane-Lead/index.html.
Мы очень мало знаем о деятельности двух высших градусов этой розенкрейцерской организации , существующей до сих пор и не беремся судить о реальних результатах этих исследований. За последние 15 лет никаких материалов из этой среды не было зафиксированно. Но именно с общество Philomates начинается медленное, но достаточно верное проникновение элементов энохианской магии в различные массонские (иррегулярное массонство) и розенкрейцерские организации, которое закончилось полным переводом ритуальной практики высших ступеней AMORC (Древний Мистический Орден Розы и Креста) на энохианскую основу.
   Действительно революционным переломом в вопросе использования энохианской магии в ритуалах оккультных обществ была безусловно теоретическая и практическая деятельность организации известной под названием Герметического Ордена Золотой Зари. То было тайное викторианское общество, посвященное практике ритуальной магии. Золотая Заря была основана в Лондоне в 1887 тремя представителями высших ступеней английского розенкрейцерства, решившими возродить интеллектуальную магию времен Ренессанса и создать истинное магическое розенкрейцерское общество.
Один из его основателей, МакГрегор Мазерс (1854-1918),  потратил много лет, разбираясь в грудах пыльных рукописей из библиотеки Британского Музея, где хранились многие труды Ди. Он, несомненно, читал некоторые из Ангельских бесед в их первоначальной форме, но, кажется, основывает свою личную систему энохианской магии на А True and Faithful Relation. В энохианской системе Золотой Зари нет упоминаний о материалах работы Ди Heptarchia Mystica, составленной на основе Ангельской доктрины, полученной до того, как появились материалы, на которых основывается книга Касабона.
Енохианская система Золотой Зари почти полностью заключается в Больших Квадратах четырех Сторожевых Башен и сорока восьми Ключах или Воззваниях. Мазерс был достаточно проницателен, чтобы обратить внимание на Квадраты, но у него нет никаких упоминаний о духах из Тридцати Этиров, или девяносто одном географическом гении, которые управляют различными областями мира. Поэтому, енохианская система Золотой Зари - это только часть системы, полученной Ди и Келли от Ангелов. Мазерс оказался способен выяснить и добавить много новых деталей относительно Сторожевых Башен, о которых в Ангельских текстах не говорится внятно. В магии Золотой Зари Сторожевые Башни явно связаны с цветами, знаками Зодиака, направлениями, буквами Тетраграмматона, и магическими Элементами. Эти соответствия имеют огромную ценность в практических ритуалах, использующих силы Сторожевых Башен. Мазерс (или один из его партнеров) связал Ключи с различными частями Большого Квадрата, и с духами, расположенными в его частях, так, чтобы произнесение определенного Ключа вызывало совершенно определенного духа. В этой системе каждое деление Досок связано с определенными типами магических сил - элементных, планетарных, зодиакальных или сфиротических. Например, 36 квадратов Большого Креста адепты Золотой Зари связали с 36 деканами Зодиака; десять квадратов пересечений Голгофских крестов с Квадрантами были атрибутированы сфирот Древа Жизни, стараясь объединить символы энохианской магии с кабалистическими и розенкрейцерскими знаниями, чтобы дать полное описание магической вселенной.
Маги Золотой Зари исследовали квадраты астрально, визуализируя обрезанную пирамиду. Каждая сторона визуализируемой пирамиды имеет свой цвет и украшена соответствующими символами. Маг произносит Запросы и вибрирует соответствующие божественные и ангельские имена. В пирамиде концентрируется призванная сила. Ее присутствие обозначается ярким лучом света в определенном месте пирамиды. Маг входит в этот луч и поднимается с ним сквозь уровни астрала, пока он не входит в пейзаж, который символизирует и выражает призванную силу. Эта техника доказала свою практическую эффективность. По крайней мере, одно из ответвлений Золотой Зари применило метод пирамиды ангелам из Heptarchia.
Алистер Кроули
Алистер Кроули работал с Енохианской магией в системе Золотой Зари. Его самая известная работа в этой области - исследование 30 Этиров, изданное под названием "Видение и Голос". Кроули фактически подсказал магическому сообществу идею, что Этиры могут быть средством инициирования. К тому же он ввел стандарты для методичного исследования этих зыбких сфер. Кроули же предложил метод соотнесения Этиров со сфирот Древа Жизни в группах по три. Он также упоминает, что каждый Этир "сворачивается" в следующий более высокий Этир некоторым способом, так, чтобы каждый мог прогрессировать через Этиры от последнего, наиболее близкого к земле, к первому (Это параллельно технике, которую он описывает в Liber Yod, в котором маг достигает союза с Богом, прогрессивно отсекая все другие уровни и власти). Согласно этой концепции, Этир ZAX, чьи Части имеют имена, сформированные из Креста Союза, является высшим из трех, приписанных Хесед. Таким образом, это последний Этир, с которым каждый сталкивается перед переходом к Божественной Триаде. Кроули понимал этот переход как пересечение "Пропасти" или промежутка, в котором маг сталкивается с сущностью  по имени Хоронзон.
Другим вкладом Кроули в Енохианскую магию была адаптация системы пирамид Золотой Зари к сексуальной магии, которую практиковало O.T.O. В этой технике, физические подобия пирамид сделаны для вызывания ангела, но инвертированы, и таким образом являют собой квадратные "чаши". Они служат талисманами, которые заряжены с помощью конечного продукта сексуальномагической операции.  На сегодняшний момент этот аспект активно используется в ритуалах которые практикует OTO. К сожалению ничего нового в это так и не было призвнесено этой организацией.
Frater Achad (Charles Stansfield Jones) крупнейший специалист по исследованию Этиров. Возможно даже более крупный чем Кроули, который признавал, что Ахад сумел исследовать то что для него было недоступно. Крупнейшая работа имеющая отношение к энохианской магии «THE ANATOMY OF THE BODY OF GOD». Последователи Ахада представлены оккультной организацией “Flores Devini” единственной на сегодняшний момент оккультной организацией которая продолжает планомерные и систематические эксперименты с ритуальными особенностями энохианской магии. Руководитель организации Rick Dehorst.
Основное место нахождение Цюрих (Швейцария).
Большая часть материалов опубликована тут http://www.hermetic.com/browe-archive/paperindex.htm
Aurum Solis
Межнародний магический орден основан в 1897  в Великобритании.
Великий магистр Карл Вешке.
Потом руководителями были: Мелита Деннинг (+1997) и  Осборн Филипс, крупнейшие специалисты по астральной проекции, авторы книги «Астральная проекция»
Адрес: Llewelin Worldwide P.O.Box 64383 , Dept. L190-3, St.Paul,MN 55164-0383, USA.
Документы ордена Aurum Solis демонстрируют уникальный метод применения Liber Scientiae. Этот орден исследовал природу энохианской магии и научился использовать "пронумерованных, но неназванных" "министров", расквартированных в каждой из 91 частей. Они использовали второй Запрос наряду с Ключом ко всем Этирам, чтобы заставлять призванные силы проявляться в "материальном" полюсе своего диапазона.Министры - самые низкие члены ангельской иерархии, но с самым широким полем деятельности. Они дают целый букет полезных магических эффектов.
Церковь Сатаны Ла Вея 
Вот что пишет Израиль Регарди в своем предисловии к работе Алистера Кроули "Видение и Голос": "Один человек предложил прекратить энохианские исследования на том лишь основании, что в Калифорнии появились настоящие сатанисты, которые приспособили для своих целей энохианские ритуалы и издали энохианские Ключи в так называемой Сатанинской Библии. Он считает, что из-за этого, при исполнении ритуалов, могут возникать нежелательные астральные контакты, которые могут привести к хаосу и беспорядку. В ключах были произведены существенные замены, в результате которых они фатально отличаются от оригинальных ключей, которыми пользовались маги Золотой Зари. В частности, везде, где использует слово "Бог", автор меняет его на имя Сатаны.
Вместе с тем, будучи по преимуществу религиозной организацией, Церковь Сатаны использовала Ключи в качестве "инструментов для психодраматических ритуалов". Используемые в «Сатанинской Библии» энохианские ключи  транскрипированы фонетически неправильно и переданы с ошибками. Нет никаких данных, что они когда-либо использовались ею с явно магическими целями.
Храм Сета
Основатель раскольнического ответвления Церкви Сатаны - Храма Сета, - Майкл Аквино отказался от лавеевской версии Ключей. Зато он существенно пересмотрел их переводы в соответствии с собственной философией и мифологией.
Аквино пишет:
"Эноханский пурист" мог бы подвергнуть сомнению перевод, который отличен от английской версии Ключей, зарегистрированной Джоном Ди в его Дневниках. Мой ответ прост. Я подошел к Ключам не как историк, стремящийся переиздать то, что делал Ди, но как маг, стремящийся использовать те же самые "магические механизмы", что и Ди, но с большей тщательностью и осторожностью. Следовательно, я не извратил Ди, а попытался не извратить то, чье объективное существование предшествовало Ди, что не принадлежало, в конце концов, его [или Келли] перу.
Аквино никак не поясняет то, каким образом его "сетианская" интерпретация соотносится с ангелами Ключей, которые придерживаются решительно христианского мировоззрения.
Сведений о регулярном церемониальном использовании энохианской магии в ритуалах Храма Сета нет.
Орден Кубического Камня
Британская оккультная группа Орден Кубического Камня, (действовала с 1965 по 1991 годы)
Проводила активные исследования энохианской магии и ритуалов связанных с ней. Основной сборник результатов собран в книге  Liber Scorillus” (1990). После трагической гибели большинства членов ордена в 1991 году никаких свидетельств об активности нет.
Бенджамин Роу  Benjamin Rowe
Бенджамин Роу - активный маг, работающий исключительно с Енохианской магией, известный благодаря своим методическим, полным работам и развитию необычных, нетрадиционных методов и позиций. В настоящее время он реализует долгосрочный проект по исследованию всей 91 Части Liber Scientiaе. Наиболее широко используемое в магической приктике  Роу - метод, согласно которому Элементная Доска может быть преобразована в трехмерную астральную структуру, "Енохианский Храм". Должным образом построенный, храм способствует интенсивной Концентрации полномочий Доски. Власть мага создает "врата", которые могут использоваться, чтобы исследовать символы любой магической системы, производить постоянные изменения в сознании мага, или попадать во внеземные магические царства. Роу полагает, что эту систему можно применять и иначе, но у него еще не дошли до этого руки. Роу потратил несколько лет, чтобы с помощью экспериментов выяснить природу различных разрядов, изобрести и экспериментально проверить новую систему соответствий, которая исправляет дефекты G.D. Система эта, как он надеется, точно отражает фактическое устройство энохианского магического мира.
http://www.hermetic.com/browe/ 
Вывод: в связи с чрезвычайной сложностью использование энохианской магии оккультными организациями носит в основном декоративный характер и является чисто номинальным. Исследования и развитие ведут отдельные индивидуальные группы.

Основные доступные источники:
Bookmarks for Enochian    http://www.budget.net/~jdnolan/DEEMarksIII.htm  самый полный на сегодняшний момент каталог энохианских ресурсов Интернета.
Небольшпя подборка русскоязычных материалов http://oto.ru/cgi/zag.pl/enoh
Кроме того, хочем обратить ваше внимание на работу Дэвида Халса «Ключ ко всему» (в 2-х томах из-во «Аст» М. 1998). – единственный русскоязычный источник полностью достоверно описывающий строение энохианских таблиц.
LAFGQM 5=62   I Anirem !
 
 
Сайт управляется системой uCoz