Мёбес Григорий Оттонович


Мартинисткая ложа, представлявшая собой ветвь одноименного французского Ордена (Каббалистический орден Розы и Креста) была основана в России французским оккультистом Жераром Енкоссом, известным под псевдонимом Папюс. В 1912 году среди членов ложи произошел раскол, и петербургская часть Ордена во главе с Григорием Мебесом объявила о своей автономии. 

В 1911—1912 годах Г.О.Мёбес, писавший под псевдонимом ГОМ, прочел в Петербурге лекционный “Курс энциклопедии оккультизма”/12 /, который практически во всем следовал теории Папюса. Лекции эти пользовались очень большой популярностью, о чем свидетельствуют десятки воспоминаний и отзывов, многие из которых засвидетельствованы в работах по истории русского оккультизма начала века /9, 13/. В своем курсе ГОМ соединял в единое целое Каббалу и карты Таро, в соответствии с магическими каббалистическими “малыми арканами Таро”. 

В отличие от многих членов других мистических Орденов, преследовавших политические цели, Генрих Оттонович основной своей задачей считал посвящение молодежи в эзотерическое учение Ордена. 

Одним из его учеников в царскосельской Николаевской гимназии был начинающий поэт Николай Гумилев. Быть может именно Мебесу обязан он знакомству с мистическими учениями и интересу к каббалистической символике, нашедшим, в дальнейшем, отражение в его творчестве /14/ . 

Старейшей подпольной масонской организацией 1920-х гг. в Ленинграде был ⌠Орден мартинистов■, представлявший собой ветвь одноименного французского Ордена. Первая мартинистская ложа была организована здесь еще в 1899 году графом Валерианом Муравьевым-Амурским. Трения, возникшие между ним и главой ⌠Ордена мартинистов■ в Париже известным оккультистом Папюсом, привели к тому, что около 1905 г. В. В. Муравьев-Амурский был отставлен от должности делегата Ордена в России. В 1910 г. на его место был назначен поляк граф Ч.И. Чинский, с именем которого собственно и связано создание русского отделения ⌠Ордена мартинистов■. В 1912 г. среди них произошел раскол, и петербургская часть Ордена во главе с Григорием Мебесом объявила о своей автономии или, проще говоря, независимости от Парижа. Московские же братья во главе с П.М. и Д.П. Казначеевыми, напротив, остались ему верны и продолжали свою деятельность под руководством своего парижского начальства вплоть до 1920 года. Петербургские же мартинисты образовали в 1913 г. особую автономную цепь с тамплиерской окраской, которая и просуществовала вплоть до ее разгрома в 1926 году ОГПУ. В основе учения мартинистов лежит оккультизм ≈ особое направление религиозно-философской мысли, стремящееся к познанию божества интуитивным путем, путем психических переживаний, связанных с проникновением в потусторонний мир и общением с его сущностями. В отличие от своих ⌠братьев■ из ⌠Великих Востоков■ Франции, Италии и ⌠Великого востока народов России■ (А. Ф. Керенский и Ко), преследовавших чисто политические цели, мартинизм ориентирует своих членов на внутреннюю духовную работу над самим собой, своим собственным моральным и интеллектуальным совершенствованием. Это позволяет отнести мартинистов к особой, т. н. духовной или эзотерической ветви Мирового братства. Отличительным знаком русских мартинистов являлся круг с шестиконечной звездой внутри, основные цвета: белый (ленты) и красный (плащи и маски). Посвящения производились по примеру масонских с несколько упрощенным ритуалом. В 1918 -1921 гг. лекции по Зогаре (часть Каббалы) читал Г.О. Мебес, по истории религии, с ярко выраженным антихристианским уклоном, его жена Мария Нестерова. С историей масонства слушателей знакомил Борис Астромов. Помимо чисто теоретических занятий, в ⌠школе■ велась и практическая работа по развитию у ее членов цепи способностей к телепатии и психометрии. Всего нам известны имена 43 человек, прошедших ⌠школу■ Г.О. Мебеса в 1918-1925 гг., в том числе известный военный историк Г.С. Габаев и поэт Владимир Пяст. Однако в целом состав Ордена был вполне зауряден: юристы, бухгалтеры, студенты, домохозяйки, несостоявшиеся художники и журналисты ≈ одним словом, рядовая, разочаровавшаяся в жизни и ударившаяся в мистику русская интеллигенция (Петербургские мартинисты 1919-1925 гг. ≈ ⌠Отечественная история■, 1993, ╧ 3, с. 180-182).

Неприглядную роль в судьбе ленинградских мартинистов сыграл Борис Викторович Астромов (наст. фамилия Кириченко), о котором уже шла речь в начале очерка. Выходец из обедневшей дворянской семьи, он уезжает в 1905 году в Италию, где поступает на юридический факультет Туринского университета. Здесь он становится учеником знаменитого криминалиста масона Чезаре Ломброзо. В 1909 г. состоялось его посвящение в Братство (ложа ⌠Авзония■, принадлежащая к ⌠Великому Востоку Италии■). В 1910 г. Б. В. Астромов возвратился в Россию, но в работе русских масонских лож, по его словам, участия не принимал. Посвящение его в ⌠Орден мартинистов■ состоялось только в 1918 году после знакомства с Г.О.Мебесом. В 1919 г. Г.О. Мебес назначает Б.В. Астромова генеральным секретарем Ордена. Трения, возникшие между ними, приводят к тому, что в 1921 г. Б. В. Астромов вынужден был уйти из Ордена. Казалось бы, пути незадачливого генсека и мартинистов навсегда разошлись. Однако оказалось, что это далеко не так. В мае 1925 г. Б.В. Астромов неожиданна появляется в приемной ОГПУ в Москве и предлагает свои услуги по освещению масонства в стране в обмен на разрешение покинуть СССР. Разрешения на эмиграцию Б. В. Астромов не получил, зато его предложение по освещению масонства в СССР заинтересовало чекистов, тем более что, как оказалось, они следили за ним еще с 1922 года.

После допросов и бесед со ⌠специалистами■ Б. В. Астромов прибыл в начале июня 1925 г. в Ленинград, где и стал ⌠работать■ под контролем ОГПУ.

Повышенный интерес этого учреждения к Б.В. Астромову понятен, так как он ⌠заложил■ не только мартинистов, но и собственную подпольную организацию ⌠Русское автономное масонство■, генеральным секретарем которого и представился чекистам. Начало ей было положено еще в 1921 г. учреждением Б.В. Астромовым из недовольных Г.О. Мебесом мартинистов собственной, независимой от него масонской ложи ⌠Три северные звезды■. Членами ее стали: инженер-архитектор П.Д. Козырев, инженер-путеец М.М. Петров, бывший присяжный поверенный В.П. Остен-Дризен, художник Н.Г. Сверчков, киноартист С.Д. Васильев, бывший адъютант командующего Ленинградским военным округом Д.И. Аврова, служащий АРА в Ленинграде Р.А. Кюн, кинорежиссер Г.В. Александров, бывший инспектор консерватории Г.Ю. Бруни, артист балета Е.Г. Кякшт. Б.В. Астромову удалось организовать четыре диссидентствующие ложи мартинистского толка ≈ ⌠Пылающий лев■ (мастер стула Б.П. Остен-Дризен), ⌠Дельфин■ (мастер стула М. М. Петров, наместный мастер А. Н. Вольский), ⌠Золотой колос■ (наместные мастера Н. А. Башмакова и О. Е. Нагорнова).

В августе 1922 г. представители этих лож учредили т. н. ложу-мать ⌠Великая ложа Астрея■ и объявили о создании новой, независимой от мартинистов организации ⌠Русское автономное масонство■. Генеральным секретарем ⌠Великой ложи Астреи■ стал Б.В. Астромов. Что касается должности Великого мастера, которым был объявлен бывший директор императорских театров В. А. Теляковский (1861-1924), то она, судя по всему, оставалась вакантной, так как в ходе следствия Астромов вынужден был признать факт мистификации ⌠братьев■ в этом вопросе и подделку подписи Теляковского на официальных документах ложи.

На основании патентов, выданных Б. В. Астромовым, были открыты две ложи за пределами Ленинграда: ⌠Гармония■ в Москве во главе с бывшим мартинистом Сергеем Полисадовым и ⌠Рыцарей пылающего голубя■ в Тифлисе во главе с братом Б. В. Астромова Львом Кириченко-Мартовым.

Церемония посвящения в младшие степени Ордена сводилась к следующему. Преклонив колена перед алтарем, неофит зачитывал соответствующий его степени отрывок посвятительной тетради, после чего председательствующий в белой одежде мага делал ему краткое наставление. Заканчивалась церемония приведением неофита к присяге, скрепляемой его подписью кровью из проколотого пальца. По свидетельству М.Н. Севастьянова, которого Б.В. Астромов посвятил в 30-ю степень, ему в ходе этого таинства пришлось не только поставить кровью оттиск указательного пальца у своей подписи под текстом клятвы с обетом молчания, но и поцеловать рукоятку ритуального меча и шестиконечную звезду на груди Б.В. Астромова. Кроме того, в соответствии с оккультной традицией, Астромов нарисовал ему на лбу еще и изображение священной пентаграммы, т. е. пятиконечной звезды. Среди ленинградских оккультистов ⌠школа■ Б.В. Астромова считалась магической, так как позволяла, по общему мнению, прошедшим ее ⌠подчинять■ себе окружающую среду, правда, на прибегая в отличие от черной магии к услугам темных, сатанинских сил.

Такова была в общих чертах организация Б. В. Астромова, члены которой оказались втянутыми своим руководителем в крупную политическую игру. Некоторое представление о ней дает подготовленный Б. В. Астромовым и его коллегой по Ордену М. М. Севастьяновым 15 августа 1925 г. по просьбе ОГПУ специальный доклад (о нем уже упоминалось в начале нашего очерка), целиком посвященный возможному сотрудничеству между большевиками и масонами. При помощи ОГПУ доклад был перепечатан на машинке и отправлен в двух экземплярах а Москву, а копия его представлена в Ленинграде в местное отделение ОГПУ. Доклад Б.В. Астромова не был его личной импровизацией на ⌠масонскую■ тему. Это был масонский ответ на интересовавшие ⌠специалистов■ ОГПУ конкретные вопросы. В первую очередь речь шла, естественно, о возможности использования масонской организации в интересах строительства коммунизма в СССР. Развивая эту мысль, Б. В. Астромов в своем докладе подчеркнул, что ⌠конечно, масоны не претендуют на открытую легализацию, т.к. это будет скорее вредно, чем полезно для работы■. И тогда, отмечал он, смогут обвинить в ⌠чекизме■ или ⌠рептильности■, что непременно оттолкнет от масонства русскую интеллигенцию. Роль масонства должна была главным образом заключаться в том, чтобы убедить лучшую часть ее в ⌠закономерности переживаемых событий, а следовательно, и неизбежности их■. Здесь, по мнению Б. В. Астромова, ⌠реальная работа■ ⌠Автономного русского масонства■ могла бы выразиться прежде всего ⌠в укреплении в правосознании русской интеллигенции идей интернационализма и коммунизма, а также в борьбе с клерикализмом■. В конечном итоге Б. В. Астромов предлагал советскому правительству следующий ⌠modus vivendi■: советская власть терпит существование масонских лож и ячеек, входящих в союз ⌠Генеральной ложи Астреи■, не преследуя ее членов, а ⌠Генеральная ложа Астрея■, в свою очередь, берет на себя обязательство ⌠не иметь никаких тайн от правительства СССР и не находиться в связи или в союзе ни с одним иностранным масонским Орденом■.

Документ ≈ что и говорить ≈ примечательный. Но что или кто стоит за ним? Действительно ли Б. В. Астромов сам додумался до идеи масонизации при негласной поддержке правительства если не всей страны, то хотя бы русской интеллигенции, или же эта идея была подсказана ему во время бесед со ⌠специалистами■ ОГПУ, одного из которых ≈ Г.И. Бокия ≈ мы уже знаем?

Ответить на этот вопрос непросто. Дело в том, что, заявляя в ходе следствия, что никаких других целей при создании своей организации, кроме ⌠самоусовершенствования и самодисциплинирования■ ее членов, он не преследовал, Б. В. Астромов был не вполне искренен. Во всяком случае, попытки Б. В. Астромова связаться с английским масоном Ломбартом Деритом ≈ бывшим пастором англиканской церкви в С.-Петербурге, а также с ректором Туринского университета масоном Горрини позволяют предположить, что планы его шли несколько дальше работы ⌠над собой■ членов сообщества. Об этом же говорят и настойчивые хлопоты Б. В. Астромова, предпринимаемые им с 1923 года, о получении заграничной визы. Как видим, Б. В. Астромов отнюдь не собирался засиживаться на берегах Невы. И все же сама мысль о возможном сотрудничестве масонов с советской властью принадлежит, судя по всему, не Б.В. Астромову.

Здесь скорее всего, как представляется автору этих строк, были задействованы иные силы. Некоторый свет на них проливают показания масона Н. Н. Беклемишева, который свидетельствовал, что уже в конце 1925 г. Б. В. Астромов говорил ему о своем желании устроить в Москве ⌠ложу с ведома Политуправления, чтобы работать совместно на сближение с западными державами■. ⌠Припоминаю, ≈ показывал он 3 марта 1926 г. следователям ленинградского ОГПУ, ≈ что сначала Астромов приписывал эту идею некоему Барченко, а потом уже стал говорить от себя и, кажется, ездил по этому вопросу в Москву■. Таким образом выясняется, что идея использования масонских каналов для сближения Советской России с западными державами была подброшена Б. В. Астромову со стороны А. В. Барченко, который, как мы уже знаем, вовлек в 1919 г. в масонскую ложу Г. И. Бокия (могло, впрочем, быть и наоборот) и был, несомненно, связан с ОГПУ. Правой рукой Б. В. Астромова был наместный мастер московской ложи ⌠Гармония■ Сергей Палисадов, с помощью которого ему удалось ⌠выйти■ на своего коллегу из ⌠Великого Востока Франции■ В. И. Забрежнева, работавшего в середине 1920-х гг. в Совнаркоме СССР. Ободренный этим, Б. В. Астромов дает С. В. Полисадову задание связаться посредством орденских знаков с А. В. Луначарским и редактором ⌠Известий■ Ю. С. Стекловым (Нахамкисом). Сам Астромов тоже не сидел сложа руки и сумел заинтересовать масонством заведующего отделом международных расчетов в Ленинграде члена ВКШб) А. Р. Рикса и настойчиво искал встреч с бывшим следователем Петроградской Губчека К. К. Владимировым.

Семь месяцев продолжалась эта провокационная по своей сути деятельность Б. В. Астромова, пока, наконец, работавшие с ним чекисты не поняли, что их подопечный явно не та фигура, с которой можно иметь серьезное дело. Инвалид второй группы (последствие контузии, полученной им в русско-японскую войну), Б. В. Астромов пользовался у масонов незавидной репутацией не только неуравновешенного, но и лживого, морально нечистоплотного человека. Ни о каком уважении к нему со стороны учеников не могло быть и речи. Весь авторитет Б. В. Астромова среди ⌠братьев■ покоился на присущей ему силе гипнотического воздействия на собеседника. В связи с этим среди части братьев даже распространилось поверье, что вся магическая сила Астромова заключается в семи длинных волосках на его лысом черепе под академической шапочкой, направление концов которых якобы регулярно меняется им с переменой направления астрального влияния. Особенно много нареканий вызывало практикуемое Б. В. Астромовым принуждение своих учениц к вступлению с ним в половую связь в извращенных формах ≈ так называемое ⌠трехплановое посвящение■, якобы распространенное в некоторых эзотерических ложах Западной Европы. Не одобрили ⌠братья■ и контактов Б. В. Астромова с чекистами, справедливо подозревая в нем провокатора. Смута, возникшая в связи с этим в ⌠братской■ среде, закончилась в конце концов тем, что 16 ноября 1925 г. астромовская ложа ⌠Кубического камня■ была закрыта ⌠братьями■, что означало фактическое исключение его из им же созданной организации. 22 ноября Б. В. Астромову был предъявлен ультиматум о сложении им с себя звания генерального секретаря сообщества, который он в сложившихся обстоятельствах вынужден был принять. 12 декабря 1925 года после долгих проволочек Б. В. Астромов объявил об официальном снятии с себя ⌠звания■ члена ⌠Генеральной ложи Астреи■ и генерального секретаря. Это был конец Б. В. Астромова, ибо как с частным лицом ни о каком сотрудничестве с ним ОГПУ уже не могло быть и речи. Теперь он мог интересовать чекистов лишь в качестве подследственного.

И действительно, 30 января 1926 г. Б. В. Астромов был арестован. Уже находясь в Доме предварительного заключения, он пишет 11 февраля 1926 г. письмо И. В. Сталину, где развиваем мысль об использовании ⌠красного масонства■ не только как объединения коммунистически мыслящих интеллигентов, но и как ⌠форму и маскировку, которую мог бы принять Коминтерн■. Себя же незадачливый генеральный секретарь ⌠Автономного русского масонства■ видел ⌠в качестве советчика-консультанта■ при И. В. Сталине (Ленинградские масоны и ОГПУ. ≈ ⌠Русское прошлое■, 1991, кн. 1, с. 275-276). Жизнь, однако, распорядилась по-другому. Сразу же после ареста Б. В. Астромова такая же участь постигла в феврале-марте 1926 года членов ⌠Русского автономного масонства■ и ⌠Ордена мартинистов■ во главе с г. О. Мебесом. 18 июне 1926 г. постановлением особого совещания при коллегии ОГПГ Б. В. Астромов, Г. О. Мебес, М.А. Нестярова, В.Ф. Гредингер, А. В. Клименко, С. Д. Ларионов и другие ⌠братья■ и ⌠сестры■ ≈ всего 21 человек ≈ были осуждены, причем поражает необычайно мягкий приговор в отношении руководителей этих организаций Б. В. Астромова и Г.О. Мебеса ≈ всего три года ссылки. Что же касается самой идеи использования ⌠масонской карты■ и ⌠масонских каналов■ для налаживания неофициальных контактов с подлинными хозяевами западных демократий, то идея эта, как показывает уже упоминавшееся письмо К. Б. Радека к магистру ⌠Великого Востока Франции■, не умерла.

Среди названных Б. В. Астромовым в ходе следствия масонских оккультных лож значился и ⌠Орден рыцарей святого Грааля■ во главе с Александром Габриэловичем Гошерон-Деляфосом, подвизавшимся в роли контролера финансового контрольного отдела Губфо. Старейшими членами Ордена были близкие друзья Деляфоса: Николай Цуканов и Михаил Битютко, которые и составляли вместе с ним руководящий ⌠треугольник■ организации. Среди других ⌠братьев■ и ⌠сестер■; художница М. А. Пуаре-Пургольд, артистка театра А. И. Фогт, студентка ЛГУ Наталья Тарновская, музыкант А. А. Кинель, археолог Г. В. Михновский, композитор и музыковед Ю. А. Зингер. Фактически Орден возник не ранее 1916 года, хотя первые посвящения в него А. Г. Делафос совершил еще в 1914 году (поэт Дмитрий Коковцев и Николай Цука- нов). Дело в том, что к этому времени Делафос возвратился из поездки по Франции, где и был, видимо, посвящен, хотя на следствии он и отрицал этот факт. Официально декларируемая цель Ордена ≈ ⌠усовершенствование мыслительных и нравственных способностей■ рыцарей Чаши святого Грааля по мере их продвижения по лестнице степеней (всего их было семь) ≈ не отличалась оригинальностью и была сродни целям, декларируемым другими масонскими сообществами всех времен. Легенда о Граале ≈ чаше, в которую якобы стекала кровь распятого Христа, после того, как римский центурион Лонгин пронзил копьем его грудь, ≈ так же почитаема у масонов, как и миф об Адонираме ≈ строителе Соломонова Храма. Сам А. Г. Делафос говорил своим ученикам о существовании некоего идеального центра Св. Грааля в полуразрушенном рыцарском замке в Бретани во Франции.

Мистико-религиозная философия, проповедуемая Делафосом, уходит своими корнями в средневековое сектантство, известное в литературе как манихейство ≈ доктрина, исповедуемая еретическими движениями катаров, вальденсов и альбигойцев. Помимо чаши, в символике Ордена присутствовали также крест и светящаяся пентаграмма.

15 мая 1927 г. А. Г. Делафос и еще 9 братьев-рыцарей были арестованы. Следствие над ними продолжалось недолго, и уже 8 июля того же года они были осуждены. Наиболее суровое наказание понесли руководители Ордена: А. Г. Гошерон-Делафос ≈ десять лет лагерей, и по пять ≈ М.М. Битютко и Н.И. Цуканов. Позиция ОГПУ в отношении оккультистов к этому времени уже определилась, что не замедлило сказаться и на судьбе других групп масонского толка, действовавших в 1920-е годы в Ленинграде. Одной из них являлось ⌠Братство истинного служения■, известное, впрочем, и под другим названием ≈ ⌠Эзотерическая ложа■. Руководил этой организацией бывший дворянин Георгий Анатольевич Тюфяев. Начало ей было положено еще в 1922 г. основанием Г. А. Тюфяевым и его приятелем В. Г. Лабазиным небольшого оккультного кружка. В 1925 году, когда численность кружка достигла нескольких десятков человек, он был преобразован в ⌠Братство истинного служения■, ставившее своей целью теоретическое и практическое изучение эзотерических явлений.

Видную роль в ⌠Братстве■ стал играть в это время безработный артист драмы В. Н. Очнев-Лефевр, возглавлявший одну из его трех лож. Несчастья, обрушившиеся на Россию, члены ⌠Братства■ объясняли установлением в 1917 году господства Антихриста в нашей стране, увлекающего русских людей в бездну ⌠Черного треугольника■. Главным занятием его членов, помимо чтения молитв и традиционной для мистиков ⌠свободной любви■ в целях гармонизации отношений между ⌠братьями■ и ⌠сестрами■ (как правило, молодыми людьми), был спиритизм. В ходе регулярно проводившихся спиритических сеансов руководители лож (Г. А. Тюфяев, В.Н. Очнев-Лефевр и В. Г. Лабазин) передавали распоряжения и пророчества архангелов Рафаила и Гавриила и даже вызывали души умерших, в том числе Николая II и ряда других политических деятелей, предсказывавших скорую гибель советской власти. Членам ⌠Братства■ не рекомендовалось работать в советских учреждениях и принимать участие в деятельности общественных организаций, чтобы не способствовать таким образом укреплению власти Антихриста, под которой они разумели большевизм.

В мае 1927 г. практически все члены ⌠Братства■ (всего 33 человека) были арестованы. Более года длилось следствие, пока, наконец, постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ от 21 августа 1928 года не определилась их участь: Г.А. Тюфяев как руководитель сообщества получил 10 лет концлагерей, В. Н. Очнев-Лефевр и В. Г. Лабазин ≈ по пять. Рядовым членам ⌠Братства■ были определены более мягкие наказания.

Петербургская мартинисткая ложа продолжала свою деятельность и после революции, вплоть до ее разгрома в 1926 году ОГПУ . В 1918 -1921 гг. Г.О. Мебес читал в Петрограде лекции по Зогаре (часть Каббалы) , а его жена Мария Нестерова - лекции по истории религии, с ярко выраженным антихристианским уклоном. . Помимо чисто теоретических занятий, в “школе” велась и практическая работа по развитию у ее членов способностей к телепатии и психометрии. Среди прошедших “школу” Г.О. Мебеса в 1918-1925 гг. были известный военный историк Г.С. Габаев и поэт Владимир Пяст /15/.

В середине 1928 года в газетах "Ленинградская правда" и "Красная звезда" появились сообщения, что чекистами была раскрыта Великая ложа "Астрея" во главе с 70-летним "черным оккультистом" Григорием Оттоновичем Мебесом. Начатое расследование, как утверждала газета, вскоре показало, что в Ленинграде действовали "вполне серьезные масонские ложи с несколькими десятками членов, с магистрами и мастерами, с посвящением, клятвами, подписанными кровью, уставом, заграничной перепиской и членскими взносами" /16/. 

Согласно данным д-ра А.М. Асеева, издателя сборника “Оккультизм и Иога” (“Литературное обозрение”. 1998. № 2), Григорий Оттонович Мебес умер в Усть-Сысольске в 1930 году.

Сайт управляется системой uCoz