Я посвящяю ее тем, кто сгинул в Бездне,  в борьбе с Бездной,во имя того, чему нет названия....

Внутри магических кругов


Культ Нейт

Нейт, или Нуит известна как часть древнеегипетского пантеона в котором являлась андрогинным Демиургом, создавшим условия для появления всего пантеона богов Египта. Сами египтяне писали о Нейт мало и неохотно, ибо для них Нейт была частью верований существовавших ДО их цивилизации и бывших достаточно чуждыми их мировосприятию. Они признавали за Нейт первопричину сущего, величали ее титулом открывательница Пути, но сам этот культ существовал как бы вне египетского пантеона. Достаточно сказать что культовые центры Нейт существовали вне Египта, на территории нынешнего Туниса. В Египте существовал только один ритуальный центр Нейт в подземном храме города Саис. Обнаружившие это имя египтологи приписали ему массу самых удивительных функций так андрогинный Демиург стал особой женского пола и богиней войны, рыбной ловли и т.д. Безусловно все это не имело никакого отношения к реальному функционированию культа. Единственным источником о деятельности культа было свидетельство Солона которому именно жрецы Нейт дали информацию о Атлантиде и существующих временных циклах планеты. Главной книгой культа является книга под названием Masikon или Mazkon, написанная на коптском языке и передающиеся по цепи наследственных приемников. О содержании книги практически ничего не известно, кроме того что это сборник ритуальных практик позволяющий каким то образом создавать и аккумулировать временные отрезки различной длинны. Титул главы секты Страж Мазикона. Титул главного жреца - Скария, наследственное имя Голос. В организации существует две ветви таш-аль-фур и таш-аль-аршим. Первая из них считает возможным извлечение временного субстрата из живых существ, вторая только из неживых.  В 1644 году произошло какое-то происшествие в результате которого некоторые из документов или данных попали в руки другой эзотерической организации и стали частично известны. (*) Не смотря на свою закрытость культ оказал огромное влияние на ритуальную практику многих оккультных организаций. Смысл многих ритуалов просто невозможно понять если не брать во внимание то, что в основе их лежат принципы культа Нейт по трансформации и аккумулированию времени. Зафиксировано несколько появлений членов культа в истории: 

XI  век, Палестина,Египет - Абба Схария бен Абраам Ярхи (1055-1107) - крупный специалист по Каббале, коллекционировал останки исторических личностей прославившихся своей жестокостью. После его смерти эта уникальная коллекция исчезла.

XV век, Литва,Украина,Россия - Захария Скар, который (под именем Схарии) считается летописцами и историками главным ересиархом и основателем ереси "жидовствующих". Иосиф Волоколамский говорит о нем: "сей бяше диаволов сосуд и изучен всякому злодейскому изобретению, чародейству же и чернокнижию, звездозаконию же и со астрологии живый во граде, нарицаемом Киев". В лице Захарии Скара караима, крымского уроженца из Кафы (ныне Феодосия), мы имеем высокообразованного по тому времени человека астронома и астролога.  О существовании в это время в Киеве лиц, занимавшихся науками, мы узнаем из сообщения караима Соломона бен Авраама, который пишет из Кафы в Киев своим единоверцам в 1481 г.: "Мне давно известно, что в ваших (киевских) общинах, как в караимской, так и в раббанитской, много людей, отдающихся знаниям и наукам".В 1471 г. Скара в свите князя Михаила Олельковича переехал из Киева в Новгород, где сближается с местной интеллигенцией  боярством и духовенством. Образуется тесный кружок любознательных людей, интересующихся западноевропейской наукой, которые, по словам летописца, "начаша учитися. волшебским книгам" или, как выражался один современник, "звездозаконию и волхованию упражняющеся". В состав этого кружка скоро вошли два новгородских священника  Денис (Дионисий) и Алексей, известные в городе своей ученостью. Кружок. Скары занимался астрономией вместе с астрологией. Нужно помнить, что той резкой грани, которая была проведена между астрономией и астрологией впоследствии, в XV в. не существовало, и астрологией занимались позже даже такие видные астрономы, как Тихо Браге и Кеплер. Иосиф Волоколамский в своем "Просветителе" прямо говорит: "...баснословие некое и звездозаконие учаху, и по звездам смотрети и строити рожение и житие человеческое".Самой главной и интересной книгой был "Шестокрыл". По видимому, "Шестокрыл" в руках Захарии Скары и был тем главным орудием, с которым он, владея им в совершенстве, мог предсказать лунные и солнечные затмения. Одного двух таких удачных предсказаний было достаточно для любознательных новгородцев, чтобы заставить их познакомиться с новой замечательной книгой, привезенной ученым евреем из Киева, и научиться "звездозрительной прелести", делающей возможным вперед предсказывать день и час "солнечной или лунной гибели". А ведь эти знаменья небесные всегда возбуждали любопытство новгородцев, как это видно хотя бы из наших летописей, сохранивших нам добросовестные описания их, и ведь никому другому, как новгородскому летописцу, принадлежит первое в мире наблюдение простым глазом солнечного протуберанца во время полного солнечного затмения 1 мая 1185 г.

Имя Скары было так тесно связано с "Шестокрылом", что впоследствии оно, по видимому, появляется даже в богослужебных книгах, где помещались лунные таблицы. Так, в молитвослове 1536 г. в конце имеется "Пасхалия с луновником" и на листе 286 стоит: "Типикь Скаре сие ведомо да есть, яко луннии круг начинаеть от 1 генуария и держить 19 лет". Что это за "Скаре", спрашивает акад. В.Н. Перетц и тут же делает вполне вероятное предположение: "не есть ли это оригинал таинственного "Схарии", которого считают проповедником и насадителем ереси жидовствующих"?

"Шестокрыл" приковывал к себе внимание и обличителей мнимой ереси. Не довольствуясь одними догматическими, искусственно нанизанными обвинениями, они хотели, быть может, обличить просвещенных новгородцев в  чародействе, чтобы тем легче покончить с ними. Какой-то поп Наум выдал Геннадию существование группы лиц, интересовавшихся "звездозрительной прелестью", наговорил, вероятно, всякого вздора, очевидно прикрасил существовавшее в этой группе вольнодумство яркими красками богоотступничества и ереси, и с этого времени "началось дело". Насколько кружок новгородской интеллигенции был осторожен, можно судить по тому, что существование его открылось только случайно. "И только бы поп Наум не положил покаяния, писал Геннадий, ино бы како мощно уведати си по их клятве".

Наум же принес Геннадию и некоторые книги, обращавшиеся в кружке Скары; в числе их Геннадий называет и "Шестокрыл", который он принимается тщательно изучать, "испытно проходит", очевидно, считая его главным орудием чародейских приемов еретиков. Будучи умным и образованным человеком своего времени, владея способом исчисления пасхалии и зная, очевидно, схему лунных таблиц, Геннадий скоро разочаровывается, конечно, в своих предположениях, что видно из одного его послания (1489 г.): "а что Шестокрыл они себе изучив, да тем прелещают христианство, мня, яко с небесе знамение сводять, ино то не их составлениа бысть, Шестокрыл бо взят от острономии, яко капля от моря".

Но это свидетельство для нас очень ценно с другой стороны, так как подкрепляет  соображение о том, что интерес любознательного ума к "Шестокрылу" заключался именно в том, что книга эта научила "сводить с небес знаменья", т. е. предсказывать затмения. Вместе с тем это отчасти бросает свет на вольнодумство просвещенных новгородцев, быть может, смеявшихся над теми "невегласями", которые в "гибели лунной или солнечной" видели перст божий  предзнаменование грядущих бед, как, например, автор I Псковской летописи, .сделавший при описании затмения Солнце 1476 г. характерное замечание: "Сицевая знамения проявляеть бог на многыа пагубы людем".

Для полного уяснения факта быстрого развития и распространения так называемой ереси надо вспомнить, что в то время кончалась седьмая тысяча лет "от сотворения мира". С истечением 6999 года, 1491 г. по нашему счислению,  наши предки на Руси ждали светопреставления, и в тогдашних пасхалиях исчисления доводились лишь до этого критического года, а в конце пасхалий писали в особом кружке: "горе, горе достигшим до конца веков" или "зде страх, зде скорбь, аки в распятии Христове сей круг бысть, сие лето и на конце явися, в нем же чаем и всемирное твое пришествие" (рукопись из новгородской Софийской библиотеки, N1421). Дальше, по верованиям наших предков, заниматься исчислениями праздников не было никакого смысла, так как в поднебесной должен был раздаться ужасный звук трубы архангельской, земля должна была сгореть, а небо со звездами свернуться, как свиток с письменами. Зловещая комета, светившая над Новгородом в январе 1491 г., грандиозное северное сияние 8 ноября 1490 г., описанное в IV Новгородской летописи, и, наконец, почти полное для Новгорода затмение Солнца 8 мая 1491 г., конечно, укрепляли веру в скорый конец мира.

Светопреставления ждали в ночь на 25 марта 1492 г., потому что по Епифанию Премудрому (умер в 1419 г.) в марте Христос пострадал и воскрес  "марта же месяца паки чаем воскресения мертвых и второго пришествия". Феодосии, архиепископ Ростовский, впоследствии митрополит, еще в грамоте 1455 г. писал: "яко же ныне прилучися седмыя тысяща последнего ста 63 го лета". На одной рукописи переписчик написал: "писах к вечеру солнечного дне захода, ссдморичного, реку, века". Книга окончена была в 1489 г., когда "началось" трехлетнее царство антихриста, которое должно было предшествовать светопреставлению. Вера в светопреставление в конце седьмой тысячи лет была в то время на Руси почти всеобщей: известно, что этот взгляд разделяли иерархи Фотий и Филипп. Из послания Геннадия Новгородского к Иоасафу Ростовскому и Ярославскому видно, с какой тревогой обсуждался в 6997 г. этот вопрос, за три года до рокового срока. Геннадий просит Иоасафа, "да чтоб еси послал по Паисия да по Нила (крупные авторитеты того времени в вопросах веры), да с ними бы еси посоветовал" "придут три лета, кончается седмая тысяща". Ино и яз слыхал у Алексея: "и мы де тогды .будем надобны. Ино еретицы себе надежно чинят, да и "Шестокрылие" есми учил того для и обретох.в нем ересь".

"Ересь" "Шестокрыла" заключалась в том, что в нем была принята иудейская эра от сотворения мира, в Древней же Руси признавалась византийская, разница между которыми составляет 1748 лет, а именно  в 6999 г., по счислению наших предков, заканчивался только 5251 г. по "Шестокрылу", что значительно отодвигало момент светопреставления. "Ино то учат, говорит Геннадий, лета христианского летописца скратишася, а наши пребывают. А что хотят ту прелесть явити, како изойдет наша пасхалия". На данных "Шестокрыла" и основывали наши вольнодумцы свои возражения, с ними в руках они и смеялись над существующими страхами. Этот момент в истории мнимой ереси недостаточно оценивался писавшими о "жидов ствующих". А между тем астрономическое искусство "сводить знамения с неба", т.е. предсказывать затмения, и сделал наших вольнодумцев популярными в широких массах.

Геннадий писал: "И о сем молва была в людях, не только в простых, но и преимущих, о сем многим сомнение бысть". Иосиф Волоколамский в своем "Просветителе" также замечает: "И в домех и на путех и на торжищах иноци и мирстии и вси сомнятся и вси о вере пытают" (т.е. о вере в светопреставление), и в другом месте: "Приспе к концу и седмая тысяща лет от сотворения всего мира, еретицы же глаголаху, яко седм тысящу лет окончася и пасхалиа прейде, а второго Христова пришествия несть". Вот почему, невзирая на ужасы ожидавшегося светопреставления и несмотря на состоявшееся затем постановление Собора 1492 г., ересь не только не заглохла, а расцвела, т.е. скептицизм и вольнодумство нашли себе благоприятную почву в массах, не желавших катастрофы. Слова о прочности мироздания, исходившие из кружка Скары, очевидно, жадно ловились, к людям, смело рассеивавшим страхи, стали внимательно прислушиваться, умирать никому не хотелось.

Духовенство спохватилось, но уже с большим опозданием. Три епископа  Геннадий Новгородский, Филофей Пермский и сам митрополит Московский Зосима, считавшийся тайным последователем ереси, спешно принялись за вычисления продолжения "Паскалии", на "осмую тысящу лет"; в исчислениях их, произведенных в три руки, получилось полное согласие. "Паскалия" была представлена Собору 1492 г. и утверждена, когда роковая 7-я тысяча лет уже исполнилась. Любопытна эволюция взглядов самого Иосифа Волоколамского. В своем "Просветителе", написанном уже после Собора, принявшего пасхалию, он доказывает несостоятельность мнения о кончине мира в 7000 г., тогда как раньше, находясь в пустыне в 1489 г. и переписывая "Богородичник", он сделал на нем приписку: "написах последнего ста седьмитысячного века, девяносто седьмого лета". Следовательно, за три года до Собора, принявшего новую пасхалию, он тоже еще разделял веру в скорый конец мира.

Новгородские вольнодумцы к тому времени перебросили свою деятельность в Москву благодаря счастливому стечению обстоятельств. Имя Скары, правда, исчезает. Указание В.Н. Татищева, что Скара был казнен при усмирении мятежа в Новгороде, необоснованно. По видимому, Скара уехал одновременно с князем Михаилом Олельковичем, пробывшим в Новгороде всего четыре месяца, и затем через некоторое время отправился в Крым. К 1487-1488 гг. относится переписка Иоанна III с таманским князем евреиняном Захарией Скарою (Гуйгурсисом), просившим разрешения переселиться в Москву. Е.Е. Голубинский и другие думали, что это и есть тот самый Схария, который был в Киеве и затем в Новгороде. Захарий Скара писал Иоанну III; "аще осподарствие твое восхощет прияти единого слугу, аки мене, есмь хотящь и готов токмо слышанья ради великих доброт и хвалу, юже имееши ино всей земли". На это Иоанн отвечает: "а как будешь у нас, ож даст бог, наше жалованье к собе увидишь. А похочешь нам служити, и мы тебя жаловати хотим, а не похочешь у нас быти, а всхочешь опять в свою землю поехати, и мы тебя отпустим добровольно, не удержав".

На какую же "службу" просится Захарий Скара, и почему Иоанн III так радушно и охотно трижды приглашает его, обещая полную свободу? Вероятно, речь шла о службе придворного врача и астролога, к которым так были падки московские цари. Любопытно с этим сопоставить то, что еще в 1480 г. попы Денис и Алексей, понравившиеся Иоанну III своей ученостью, были взяты им в кремлевские соборы, и в Москве образовался подобный же новгородскому кружок вольнодумцев, нашедший себе высокое покровительство в лице самого великого князя через тогдашнего фаворита  посольского дьяка Федора Курицына, который в 1488 г. возвратился из Венгрии. Захарии Скаре перебраться в Москву не пришлось, несмотря на то, что были приняты к этому все меры через тогдашнего нашего посла в Крыму Д.В. Шеина. Специальный охранный отряд из татар ждал Захария на границе до мая 1491 г., но он, ссылаясь на обремененность семьею, в конце концов отказался.

XVII  век,Швейцария.(*)

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz